Условия размещения и площадки для размещения статей смотрите здесь
Глава V. Грузовые устройства
33. Шлюпочные лебедки
Спуск и подъем судовых шлюпок осуществляются с помощью шлюпбалок и
шлюпочных лебедок. Наибольшее распространение имеют гравитационные
шлюпбалки с лебедками типов ЛЭРШ, ЛШ, ЛШВ.
Лебедки должны обеспечивать вываливание стрел шлюпбалок со шлюпкой,
полным снабжением и спусковой командой при крене до 20" и дифференте до
10* и спуск с полным числом пассажиров при отсоединенном от редуктора
электродвигателе. Ограничение скорости спуска должно осуществляться
автоматически центробежным тормозом и находиться в пределах 36-60 м/мин.
До внесения поправок 1983 г. в СОЛАС-74 угол крена при спуске шлюпок
ограничивался 15*. Новые требования для вновь построенных судов вступили
в силу с 1986 г. Старые суда должны быть переоборудованы к июлю 1991 г.
Ручной ленточный тормоз должен обеспечивать стопорение лебедки при
спуске шлюпки с полным снабжением и числом пассажиров.
Подъем шлюпки и заваливание стрел шлюпбалок должны производиться при
включенном электродвигателе или вручную. При обесточивании
электродвигателя шлюпка должна удерживаться на весу ленточным тормозом.
Пуск привода на подъем должен осуществляться при помощи кнопки с
самовозвратом, при отжатии которой спуск прекращается. Травление канатов
при вываливании стрел шлюпбалок без шлюпок и спуск подвесок должны
осуществляться ручным способом. Канат на барабане укладывается не более
чем в 4 слоя.
Рис. 137. Шлюпочная лебедка
Шлюпочная лебедка типа ЛЭРШ (рис. 121) состоит из электродвигателя ],
редуктора 2, тормозной коробки 10, барабана 15 и рукоятки 19 ручного
привода. Вращение от электродвигателя 1 на редуктор передается через
центробежную муфту 3, внутренняя полумуфта 23 которой жестко сидит на
моторном валу и при достижении номинальной частоты вращения входит в
зацеплениё с наружной полумуфтой 4 с помощью фрикционных колодок 3.
Полумуфта 4, сидящая на моторном валу на шарикоподшипниках, через три
пары шестерен 5, 22, 21 передает вращение на шестерню 14, расположенную
вне корпуса редуктора и приводящую зубчатое колесо барабана 15. Барабан
вращается на оси 16, закрепленной консольно на корпусе редуктора.
Ребордами он разделен на две половины, на каждую из которых наматывается
канат одной шлюпбалки.
В корпусе тормозной коробки 10 размещаются обгонная муфта, внутренняя
полумуфта 12 которой жестко связана с промежуточном валом 6 редуктора, а
наружная полумуфта 9, сидящая на подшипниках качения, может быть
застопорена ленточным тормозом 13, управляемым рукояткой 7. С полумуфтой
9 жестко соединен двурогий поводок 11 с колодками 8 скоростного тормоза.
Рассмотрим конструкцию и Принцип действия механизма тормозной коробки
(рис. 128). Наружная полумуфта 16 обгонной муфты охвачена тормозной
лентой 8, которая затягивается пружиной 15 при нижнем положении рукоятки
9 и растормаживается при верхнем положении рукоятки, сжимающей пружину
15. Между закаленными подушками 1] внутренней полумуфты и обоймой 12
наружной полумуфты размещены ролики 10, заклинивающиеся между наружной
16 и внутренней 14 полумуфтами при вращении последней в направлении,
указанном стрелкой. Двурогий поводок 3 жестко сидит на ступице наружной
полумуфты 16 и может вращаться только с ней. Фрикционные колодки 5
крепятся к выступам поводка 3 одним кондом с помощью оси 4, другим -
через пружину и вилку 7 держателя 6 пружины.
При спуске шлюпки полумуфта 16 расторможена. Промежуточный вал 13 и
полумуфта 15 вращаются против часовой стрелки. Ролики 10 заклиниваются и
передают вращение наружной полумуфте 16, вместе с которой вращается
поводок 3. Фрикционные колодки 5 под действием центробежной силы
прижимаются к внутренней поверхности корпуса и притормаживают спуск
шлюпки.
Рис. 128. Тормозам коробка для торможения
шлюпочной лебедки при спуске шлюпки
Рис. 128. Тормозам коробка для торможения
шлюпочной лебедки при спуске шлюпки
При подъеме шлюпки электродвигателем тормозная лента 8 затянута, вал
13 и полумуфта 14 вращаются по часовой стрелке, ролики 10 катятся по
поверхности обоймы 12 заторможенной наружной полумуфты. При отказе
электродвигателя вал 13 и полу муфт а 14 изменят направление вращения и
будут остановлены заклинившимися роликами 10. Подъем шлюпки может быть
продолжен с помощью ручного привода (см. рис. 127). Для этого рукоятку
19 следует сдвинуть вправо, шестерни 18 и 20 войдут в зацепление, а
выключатель блокировки 17 обесточит электродвигатель.
Случайное включение электродвигателя на спуск шлюпки при затянутой
тормозной ленте 8 (см. рис. 128) блокируется выключателем 2, на который
воздействует винт 1 рукоятки 9, находящейся в нижнем положении.
Опускание подвесок может производиться только при расторможенной
полумуфте /6электродвигателем или ручным приводом.
При подготовке шлюпочной лебедки к работе необходимо ее осмотреть и
убедиться в наличии смазки в редукторе, корпусе обгонной муфты и
тормозной коробки. Проверить положение каната на барабане, разобщена ли
с редуктором рукоятка ручного привода, затянут ли ленточный тормоз. Для
спуска шлюпки тормоз следует отпустить, для подъема - при затянутом
тормозе нажать кнопку поста управления "подъем". Для работы ручным
приводом нажатием на рукоятку ввести ее в зацепление с редуктором.
Во время работы необходимо следить за тем, чтобы лебедка работала
плавно, без стука; канат правильно укладывался на барабан. При
вытравливании каната на барабане должно оставаться не менее трех витков.
При повышенном шуме необходимо проверить уровень масла в редукторе, а
при нагреве подшипников - наличие в них смазки. Износ уплотнений может
привести к утечке масла вдоль валов редуктора. Для безотказной работы
тормозов необходимо проверять чистоту и степень износа их тормозных
поверхностей.
Для вывода лебедки из работы необходимо выключить питание
электродвигателя, после осмотра и устранения неполадок протереть ее и
зачехлить.