Условия размещения и площадки для размещения статей смотрите здесь
Глава V. Грузовые устройства
31. Грузовые подъемники
Подъемники (грузовые лифты) представляют собой грузовые устройства
цикличного действия, обеспечивающие перемещение колесной техники или
других грузов с главной грузовой палубы на выше- или ниже раслоложенные
палубы. Преимущества подъемника заключаются в том, что он занимает мало
места и его платформы входят в общую площадь грузовых пану б. При
перемещении подъемника расположенное на нем транспортное средство
работает на холостом ходу и поэтому выбрасывает в окружающую среду в
несколько раз меньше выпускных газов, чем при перемещении по пандусу. К
недостаткам подъемников относится их высокая первоначальная стоимость,
меньшая пропускная способность из-за цикличности действия и возможность
задержки грузовых операций при неисправности.
Подъемники с канатным приводом представляют собой платформу,
перемещаемую по четырем направляющим. Придонные канаты проходят через
систему блоков и присоединяются к штокам горизонтально расположенных
гидроцилиндров. Направляющие стойки в некоторых случаях ори неработающем
подъемнике могут убираться.
Подъемник с цепным приводом поднимается двумя парами цепей, каждая из
которых огибает звездочки, сидящие на одной оси. Благодаря этому
обеспечивается горизонтальное положение платформы при подъеме. Цепи
присоединяются к штокам горизонтально расположенных гидроцилиндров.
Направляющие подъемника с цепным приводом могут располагаться с одной
стороны около борта, тогда они не мешают движению колесной техники.
Цепные и канатные подъемники могут иметь платформы с консольным
расположением, которые имеют лишь две направляющие и поднимаются двумя
цепями или канатами. Въезд на такие платформы возможен с трех сторон. В
зависимости от походного положения подъемника он может закрывать проем в
расположенной палубе или находиться на нижележащей палубе. В этом случае
подъемник с канатным приводом утапливается непосредственно в рецесс
палубы, а подъемник с цепным приводом устанавливается непосредственно на
палубу. Для въезда на платформу устанавливаются наклонные площадки, а
проем в вышележащей палубе оборудуется люковым закрытием.
Цепной подъемник более прост и безопасен в эксплуатации по сравнению с
канатным. Подъемники независимо от типа привода снабжаются устройствами,
предотвращающими движение платформы с грузом, выступающим за ее пределы;
замедляющими движение груза при подходе к палубе перед остановкой;
стопорящими платформу на уровне палубы. Открытые проемы палуб имеют
ограждения. Эти устройства управляются автоматически или вручную. Пульт
управления располагается на главной палубе. Отсюда можно выполнять все
операции, включая пуск насосов гидросистемы. С других палуб
предусматривается управление перемещением платформы в сторону главной
палубы и аварийная остановка.
Рычажный подъемник (рис. 112) состоит из платформы I с канатным леерным
ограждением 4 и двух пар рычагов 2, З типа "ножниц". Рычаги верхними
концами щарнирно соединяются с платформой, а нижними -с корпусом судна.
В нижнем походном положении подъемник размещается в рецессе второго дна.
Подъем производится четырьмя подъемными гидроцилиндрами 7, шарнирно
соединенными с корпусом. Штоки гидроцилиндров соединяются с перекладиной
8, расположенной между рычагами 2 и 3. В первоначальный период подъема,
когда плечо гидроцилиндров 7 недостаточно для создания усилия подъема,
платформа поднимается четырьмя телескопическими гидроцилиндрами подрыва
6. Выполнив свою функцию, гидроцилиндры 6 на некоторой промежуточной
высоте останавливаются в выдвинутом положении и вновь вступают в
действие при опускании платформы.
При приближении платформы к палубе, где она должна остановиться, ее
скорость снижается путем перепуска масла в гидросистеме. В конечном
положении автоматически включаются клиновые задвижки 5. Управление этими
операциями выполняется с помощью конечных выключателей.
На ряде отечественных ролкеров предусмотрена установка грузового
подъемника с двумя платформами, обслуживающего трюм, главную и верхнюю
палубы. Принципиальная схема грузового подъемника фирмы "Навире",
примененного на судах типа "Механик Евграфов", показана на рис. ИЗ.
Подъемник имеет две грузовые платформы 7, шарнирно соединенные с
консолями несущей конструкции имеющей коробчатый профиль и состоящий из
двух звеньев; одно -расположено в носовой части на левом борту, другое
(кормовое) - со стороны правого борта (см. рис. ИЗ, разрез А - А).
Опорой подъемника являются четыре неподвижные вертикальные направляющие
стойки 5, полярно соединенные вверху поперечиной 4.
Рис. 112. Рычажный подъемник
Стойки имеют двутавровый профиль, по их полкам на направляющих
роликах 10 перемещается несущая конструкция. Вертикальное перемещение
подъемника осуществляется с помощью четырех гидроприводов 6, цилиндры
которых закреплены на верхних поперечинах стоек, а штоки - в нижних
частях несущей конструкции.
Перед погрузочными операциями каждая платформа стопорится четырьмя
клиньями 8, которые могут втягиваться и выдвигаться с помощью
гидроприводов. При открытых проемах подъемника, а также незастопоренных
платформах на верхней и главной палубах закрываются шлагбаумы 1 (на рис.
ИЗ показан только шлагбаум на верхней палубе). Люк подъемника на верхней
палубе закрывается крышкой 2, также имеющей гидропривод. Для
первоначального подрыва крышки, например при обледенении, имеются
эксцентриковые рычаги 3 со своими гидроприводами. Подвод рабочей
жидкости к гидроцилиндрам, при работе поворачивающимся вокруг опорной
оси, осуществляется от гидролиний через гибкие шланги. Работает система
в автоматическом режиме при постоянно включенных насосах 13, которые
первоначально через золотник 12 качают масло на слив в бак 14.
При подаче сигнала с пульта управления к распределителям 12 они
открывают доступ масла в систему к золотниковым распределителям 9,
которые служат для подачи и отвода масла из полостей соответствующих
гидроцилиндров, при этом изменяется направление перемещения их штоков.
Давление силового масла в системе около 17,5 МПа.
Рис. 113. Принципиальная схема грузового
подъемника с двумя платформами
Управление системой осуществляется с пультов управления нажатием
кнопок. При этом питание поступает к соответствующим электромагнитам
золотников 9. В системе фирмы "Навире", обслуживаемой четырьмя насосами,
предусмотрена возможность: производить стопорение платформ и управление
шлагбаумами по отдельности на каждой палубе; менять скорость движения и
плавность хода подъемника путем изменения числа насосов, работающих на
систему; распределять поток масла на силовые приходы подъемника;
стабилизировать платформы в случае их перекоса из-за неравномерного
распределения нагрузки; приподнимать платформы несколько выше уровни
палуб для выталкивания и втягивания стопорных клиньев; отключать
подъемник при размерах груза, превышающих проемы в палубах; переходить
на ручное управление и т. д. Система оборудована световой и звуковой
сигнализацией.
При подготовке подъемника к работе его необходимо осмотреть и убедиться,
что грузы не выступают за пределы платформы, а в просвете люка и рецессе
второго дна ничего не мешает движению. Все элементы подъемника
необходимо содержать в чистоте, периодически проверять действие
подъемника без нагрузки, убеждаясь в исправности блокировочных
устройств. Причиной остановки подъемника с отклонением от требуемого
уровня может стать смещение конечных выключателей или воздействующих на
них упоров. При недостаточном поступлении смазки к шарнирам и другим
узлам трения работа подъемника сопровождается скрежетом. Дли устранения
дефекта необходимо прочистить смазочные отверстия и пресс-масленки и
затем набить новую смазку.